Работа с детьми с ОВЗ на уроках иностранного языка
Урок иностранного языка, в большей степени, чем урок любого другого учебного предмета, предоставляет ученику возможности для раскрытия своего творческого потенциала и исследовательских способностей. Но, какими средствами можно научить навыкам самостоятельной и творческой работы учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), которые в силу своих психологических особенностей имеют множество проблем, связанных с обучением?
Изучение иностранного языка для таких детей часто превращается в тяжкую обязанность. Несформированность у них таких личностных функций, как мотивация, выбор, активность, ответственность, самостоятельность приводят к снижению интереса к изучению предмета, к низкому уровню успеваемости и общего развития.
Цель изучения иностранного языка для детей с ОВЗ - развивающая. На уроках иностранного языка необходимо развивать у учащихся память, речь, внимание, мышление, кругозор.
При планировании уроков в интегрированном классе кроме традиционных целей возникает еще и коррекционная цель.
Невозможно в ходе одного урока корректировать все психические процессы. Сам учебный предмет определят, какие анализаторы будут наиболее задействованы на уроке. Формы могут быть разные; главное - отразить в ходе урока траекторию деятельности отдельного ребенка, находящегося в классе детей "нормы".
Содержание предмета английский язык в классах для тетей с ОВЗ включает, главным образом, учебную информацию о двух аспектах языка: аудирование и говорение, которые составляют основу формирования и развития навыков и умений, связанных с овладением четырьмя видами речевой деятельности: чтение, и письмо. Задания по всем четырём видам в классах для детей с ОВЗ должны порождать и развивать репродуктивную деятельность учащихся
Обучение английскому алфавиту и звуков проводится в игровой и соревновательной форме, постепенно готовя учащегося к чтению.
Работа с текстом – это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка в классах для детей с ОВЗ.
С детьми, имеющими трудности в обучении, целесообразно использовать преимущественно один вид чтения: чтение с полным охватом содержания.
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность, задача которой состоит в том, чтобы дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и способностей.
Таким образом, достижение положительных результатов в обучении иностранному языку учащихся с ограниченными возможностями здоровья возможно при формировании стойких мотивов к учебной деятельности, что зависит от комфортной атмосферы урока, от возможностей ученика реализовать себя как личность, от познавательного интереса и радости от совместных учебных занятий.