Возможность использования компьютерных игр в обучении иностранному языку
Поскольку игровые программы пользуются большой популярностью и широко представлены на российском рынке, причем преимущественно в англоязычном варианте, появилась возможность их использования для обучения языкам. С точки зрения принципов построения сценария компьютерные игры можно подразделить на следующие типы:
1. ACTION GAMES -«игры действия», требующие быстрой реакции.
2. ADVENTURE GAMES - «приключенческие игры».
3. ROLE PLAYING GAMES - «ролевые игры».
4. SIMULATION GAMES - «игры-симуляторы» - спортивные, военные и космические «симуляторы».
5. QUEST - «поисковые игры.
6. STRATEGY GAMES - «игры-стратегии».
В играх типа ACTION и STRATEGY вербальные действия компьютера сводятся к типовым командам, советам и рекомендациям игроку. Например, в начале игры герой получает следующие указания:
«Go to the directory! Eliminate all enemy forces! Remember it!» («Иди в том направлении! Уничтожь все вражеские силы! Запомни это!»), а в конце удачной игры он слышит: «Good work!» («Хорошая работа!»).
Такие игры способствуют прочному запоминанию отдельных выражений и грамматических структур вследствие многократного повторения реплик, а потому могут использоваться для закрепления лексических и грамматических навыков. Например, в игре SIN только на низшем игровом уровне выражение «Go to...» («Иди...») повторяется 34 раза, а фраза «It's good» («Хорошо») употреблена 15 раз.
В играх типа SIMULATION от игрока требуется достаточно высокий уровень владения умениями чтения и аудирования на языке игры (преимущественно английском), так как информация об игровых персонажах и ситуациях предоставляется в виде озвученных текстов.
Игры QUEST предполагают еще более совершенное владение языком, поскольку пользователь, попадая в различные игровые ситуации, должен искать ключи к решению различных задач в процессе диалога с персонажами. Важным с точки зрения обучения языкам является то, что ответные реплики героя, предлагаемые на выбор игроку, различаются не только содержащейся в них информацией, но и по степени вежливости, в соответствии с которой персонажи могут либо прервать диалог с игроком или направить героя по ложному следу, либо предоставить нужные сведения.
Нельзя забывать также о существовании специальных игровых обучающих программ, создаваемых, в том числе, для обучения ИЯ. Отличительной особенностью игровых обучающих компьютерных программ по иностранным языкам, которые можно отнести к разряду развивающих игр, является широкое использование компьютерной графики, занимательность сюжетов и предлагаемых заданий.
В качестве примера игровых компьютерных программ для обучения ИЯ можно назвать «GAMES IN FRENCH, L'INTRUS», «ALICE IN WONDERLAND», «GAMES IN ENGLISH», «LEARNING HEAVEN».
Нужно отметить, что компьютерные игры — это специальные программы, которые отличаются высокой степенью интерактивности, поскольку предоставляют пользователю возможность активного участия в изменении отображаемых на экране игровых ситуаций, и использованием исключительных возможностей ПК в области графики, мультипликации и синтеза звуковых эффектов. Они могут оказать неоценимую помощь в развитии познавательных, логических и художественных способностей игроков.
Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. – СПб.: 2001. С.139-146
|