Сохранение принципов дидактики при использовании ИКТ в обучении иностранному языку
При компьютерной форме обучения сохраняются все основные закономерности учебного процесса, в том числе и общие, отражаемые в дидактических принципах.
Принцип научности реализуется при компьютерном обучении языкам в нескольких аспектах:
1) в оптимизации процесса отбора учебного материала на основе применения учителем систем автоматического анализа текстов, обеспечивающих значительное увеличение объема выборки;
2) в улучшении способов презентации и организации учебного материала с учетом закономерностей интеллектуальной деятельности человека;
3) в повышении эффективности управления процессом усвоения знаний за счет использования возможностей компьютера по регистрации параметров обучения.
Принцип сознательности в условиях компьютеризированного учебного процесса обеспечивается возможностью сознательного выбора обучаемым собственной стратегии достижения учебной цели, а также предоставлением обучаемому широкого спектра средств «поддержки» обучения. Преимуществом компьютера является то, что он предоставляет новую информацию по запросу учащегося именно в тот момент, когда обучаемый осознает ее необходимость.
Принцип доступности при компьютерном обучении реализуется благодаря ориентации процесса человеко-машинного взаимодействия на возрастные особенности пользователей, на их уровень владения языком и навыками работы с компьютером.
В условиях компьютеризированного учебного процесса принцип активности обучаемого трансформируется в специфический для компьютерной формы обучения принцип интерактивности.
Принцип систематичности и последовательности воплощается посредством управления учебной деятельностью через определенную, предусмотренную программой последовательность подачи порций системно-организованного учебного материала, подлежащего усвоению.
Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков в условиях компьютеризированного учебного процесса приобретает практически гарантированный характер благодаря наличию постоянной обратной связи, увеличению времени на индивидуальную тренировку, расширению возможностей самостоятельной работы для ликвидации пробелов в знаниях.
Принцип индивидуализации обеспечивается индивидуальным способом управления учебной деятельностью, а также возможностью выбора индивидуального темпа работы. Специфической формой проявления индивидуального подхода при использовании ИКТ является адаптивность компьютерных средств обучения, которая реализуется в возможности приспособления обучающей системы к особенностям конкретного процесса обучения с целью его оптимизации.
Принцип наглядности. Компьютер позволяет в рамках одного средства обучения реализовать практически все виды вербальной и невербальной наглядности за счет использования статистических визуальных средств, динамических визуальных средств, аудитивных средств и их сочетаний.
Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах.// С-Пб., Издательство «Союз». 2001. С. 65-72.
|